История проблемы
На протяжении уже многих лет Владивосток является единственной краевой столицей, где практически полностью отсутствуют очистные сооружения. Развитие хозяйственной деятельности в период с 60-х по 90-е годы не сопровождалось строительством достаточно мощных и эффективных очистных сооружений, что привело в результате к использованию вод залива в качестве приемника неочищенных стоков.
Строительство очистных сооружений во Владивостоке планировалось еще с 80-х годов, но столь тяжелая ноша оказалась не под силу многим из тех, кто побывал за эти годы у власти. Еще на заре строительства приморской столицы в стародавние советские времена очистные решили попросту не строить. В центре решили, мол, сбрасывать можно в море, оно все и переработает. Одновременно, кстати, решили и развивать курортную зону Амурского залива – прямо промеж десятков выходящих в море спусков сточных вод. Город рос, росло население, увеличивалась промышленность. Росла и проблема, которую дольше игнорировать было сложно. Научные доказательства увеличения загрязнения и деградации моря взялись не с потолка, а были результатами исследований серьезных ученых. В итоге в 1980х годах власти решили очистные все же построить. Мнения разошлись на предмет, где именно эти сооружения возводить, но базовый проект, предусматривающий большие сооружения на Второй Речке, был подготовлен и работы начались. Советский долгострой, развал государства и обнищание страны в 1990х годах не позволили довести дело до конца. Проблема осталась нерешенной, несмотря на все протесты населения и результаты исследований ученых-экологов. У любого градоначальника и губернатора была удобная отговорка – мы бы и хотели построить, да вот денег нет. Определенные виды на строительство очистных были у предпоследнего мэра Владивостока В. Николаева в 2006 году, но до практических действий не дошло. Тем более что деятельность В. Николаева вскоре была признана незаконной.
Новый толчок к возможному разрешению проблема чистого моря получила после утверждения Владивостока в качестве площадки для форума АТЭС-2012. Теперь, имея деньги на строительство при подготовке города к международному мероприятию, игнорировать строительство очистных практически невозможно. Тем не менее, было много разных предположений, вплоть до того, что очистные возведут только для объектов АТЭС на острове Русский или не возведут вообще. В связи с этим в декабре 2007 года группа экспертов экологов направила соответствующее письмо в краевую администрацию. А для поддержки инициативы ученых был подготовлен проект Дальневосточного фонда экологического здоровья – «Право на чистое море Владивостока!».
Право на чистое море есть у всех жителей Владивостока
Нынешняя ситуация с загрязнением моря является грубым нарушением прав граждан, прописанных в Конституции России, законе «Об охране окружающей среды», законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Основной нормой в данном случае является ст. 42 Конституции России (1993), что «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Правонарушением в данном случае является многолетнее бездействие властей, которое также является нарушением гражданских прав в соответствии со ст. 8 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , где говорится, что граждане имеют право:
- на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
- получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
- осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;
- вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом обязанность органов власти к ответной реакции закреплена в п.1 ст. 13 закона «Об охране окружающей среды», гласящем: «Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды».
Главное - выбрать правильную стратегию и тактику!
Для успешной реализации задуманного, нам было необходимо определить стратегию, общую тактику, целью которых было комплексное воздействие на органы власти. Мы готовили всеми средствами общее информационное поле – публикации в средствах массовой информации, результаты совещаний авторитетных специалистов, подписи и обращения жителей. И уже на этом фоне персонально обращались к представителям власти – губернатору, мэру, городским и краевым депутатам.
Тактически эта работа распределялась по нескольким направлениям:
1. Подготовка и формирование общественного мнения через средства массовой информации. СМИ и население выражают интерес к данной проблеме, поэтому добиться освещения, подготовив приемлемые материалы не так сложно. В качестве запасной и гарантированной меры мы публиковали наши документы и статьи в собственной экологической краевой газете «Свежий ветер Приморья»
2. Объединение общественных, научных, образовательных и иных организаций и движений для совместного приложения усилий в разрешении проблемы. Ресурсов одной организации недостаточно для проведения кампании, сбора подписей и многого другого. Во всяком случае в рамках имевшегося довольно скудного бюджета. Поэтому мы выявляли дружественные организации и привлекали к сотрудничеству.
3. Привлечение ведущих специалистов края и России для обоснования неотложности и важности решения проблемы. Наша организация связана со многими специалистами в области экологии моря, поэтому для обеспечения их участия и поддержки потребовалось лишь пригласить их.
4. Обеспечение участия заинтересованных граждан в проекте и формирование гражданской поддержки требований общественности. Это выражалось главным образом через проведение социологических опросов и сбор подписей под обращениями. Это довольно трудоемкий процесс где мы широко использовали волонтеров.
5. Адресная работа с представителями власти. В проекте главный упор был сделан на работу с представителями власти. Мы не только писали обращения, но и проводили личные встречи, передавая наши материалы, излагая нашу позицию и получая ответ.
Как мы добивались строительства очистных сооружений во Владивостоке
Начальный этап – подготовка и начало информационной кампании, работа с населением, поиск партнеров
На протяжении уже многих лет жители Владивостока наблюдают печальную картину катастрофического загрязнения морского побережья и прибрежных вод, в сознании людей плотно засел образ моря - закрытые пляжи, стойкий неприятный запах и широкое разнообразие мусора, плавающего на поверхности моря. Это привело к тому, что многие жители привыкли и перестали обращать внимание на состояние моря. Именно для того, чтобы рассказать насколько серьезной является проблема, донести до населения истинное положение вещей, привлечь внимание властей и понудить людей к действию, на протяжении всего проекта велась широкая информационная кампания. Информационное обеспечение населения осуществлялось через публикации в краевых СМИ и тематических выпусках газеты «Свежий Ветер Приморья».
Для выявления интересов граждан и лучшей реализации информационной кампании была разработана Программа социологического исследования проблемы реализации прав граждан г. Владивостока на благоприятную морскую среду. В исследовании приняло участие 300 человек в четырех различных точках города. Как выяснилось, 30% респондентов никогда не купаются в Амурском заливе ввиду его высокого загрязнения, но 37% купаются и не считают это опасным для здоровья. Считают, что пляжи Владивостока просто сильно загрязнены 49% респондентов, а 28% полагают загрязнение пляжей опасным для здоровья. Вся эта информация была использована при подборке материалов для публикаций в СМИ и тематических выпусках газеты «Свежий Ветер».
Информационная кампания была начата в преддверии летнего сезона, когда проблема загрязнения местных пляжей встает наиболее остро. Важнейшей задачей первого этапа проекта явилась подготовка качественных материалов для тематического мартовского выпуска газеты «Свежий ветер Приморья». Для этого были организованы консультации у специалистов Приморгражданпроекта, ученых Академии экологии, морской биологии и биотехнологии, Института биологии моря, Тихоокеанского института географии, ТИНРО-центра. Газеты были направлены в администрацию Приморского края, г. Владивостока, в Законодательное Собрание Приморского края, в Думу г.Владивостока, Управление Федеральной службы по надзору прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, Росприроднадзор по Приморскому краю, Ростехнадзор по Приморскому краю.
Для объединения усилий различных организаций, осуществления информационного обмена и налаживания сотрудничества по этой проблеме была создана общественная коалиция «За живое море!». В коалицию вошли 9 организаций, которыми была подписана Декларация и разработано Положение о коалиции. В первую очередь, создание объединения заинтересованных организаций имело своей целью воздействие на власть не просто отдельно взятой организации, а как общественной группы. Члены коалиции участвовали во многих действиях по проекту – сбору подписей, подготовке информационных материалов, проведении социологических опросов и распространении тематических выпусков газеты «Свежий Ветер». Наибольшую роль сыграли Академия экологии, морской биологии и биотехнологии, Институт защиты моря, Малая академия морской биологии и эколого-просветительский центр «Моя планета».
Основной этап – проведение информационной кампании, подготовка и рассылка обращений, сбор подписей, подготовка и начало адресной работы с представителями власти
Для привлечения внимания СМИ и уполномоченных органов власти в апреле был проведен Круглый стол по проблеме загрязнения Амурского залива. Проведение было приурочено к международному экологическому празднику – Дню Земли 22 апреля. Собрание было довольно представительным – в заседании приняли участие 3 доктора и 5 кандидатов наук, специализирующихся в области морской экологии, представляющих 5 научных и научно-образовательных организаций (АЭМББТ ДВГУ, ИБМ ДВО РАН, ТИГ ДВО РАН, ТИНРО-центр, ИЗМ МГУ). Руководитель управления Росприроднадзора, депутат думы г. Владивостока, В.Т.Войтовский поддержал инициативу строительства очистных сооружений и пообещал инициировать слушания в городской думе по этому вопросу, депутат от ЛДПР А. И. Баранов, как член профильного комитета городской думы по городскому хозяйству, также обещал свою поддержку. В обсуждении проблемы приняли активное участие все присутствующие Круглого стола, директор института защиты моря, кандидат технических наук, С.Ю.Монинец, представители общественной организации ИСАР-ДВ, менеджер грантового направления программы «Наши права» О.Г.Лихачева, представители федеральных органов, прессы и научной общественности.
Корреспонденты газет «Золотой рог» и «Арсеньевские вести», представители каналов ПТР и ОТВ-ПРИМ проявили большой интерес и очень подробно осветили обсуждаемую проблему в своих изданиях, другие СМИ заинтересовались этой информацией и перенесли ее на страницы своих газет и сайтов. Проблема получила широкую огласку. Обсуждение проблемы загрязнения и необходимости очистки сливаемых в море жидкостей получило довольно большой резонанс, пробудив интерес не только жителей г. Владивостока, но других городов Приморского края и Дальнего Востока. Интересной реакцией краевой администрации стала попытка выдать ремонт канализационной системы Владивостока за строительство очистных сооружений, что не соответствовало действительности.
В мае был напечатан и в течение лета распространялся второй тематический выпуск газеты «Свежий ветер Приморья». А в последующем выпуске газеты «Свежий ветер» были размещены дополнительные материалы, включая результаты социологического опроса населения. Информация из пресс-релиза ДВФОЗ «Чего не знают владивостокцы о своем море» попала в целый ряд информационных агентств (PrimaMedia, Восток-Медиа, Новости Приморья, Moi Gorod, Шамора.инфо). Это стимулировало развитие большой дискуссии в СМИ о состоянии пляжей и намерениях строительства очистных сооружений. Во многом в результате этих дискуссий летом губернатором Приморья и мэром Владивостока публично признавалась необходимость строительства очистных сооружений, и давались обещания начать строительство не позднее следующего года.
Помимо информирования жителей Владивостока о влиянии загрязнений, поступающих в морскую среду, на здоровье человека и живые организмы, велся диалог с различными организациями и структурами власти. Выполнялась работа по сбору подписей за строительство очистных сооружений во Владивостоке, проводились консультации с Приморгражданпроектом по строительству очистных сооружений, с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю о наличии и организации контроля концентраций загрязнений на пляжах Владивостока. В Приморгражданпроекте нам сообщили, что разработан проект Центральных сооружений, но вопрос о финансировании не решен, краевая администрация много говорит о строительстве Восточного, Южного и Западного объектов, но проекты на них пока отсутствуют. В Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования подтвердили, что в морской воде на пляжах Владивостока обнаружено повышенное содержание патогенных бактерий, вызывающих заболевания у купающихся, чаще у детей.
Заключительный этап – персональная работа с представителями власти, завершение информационной кампании, мониторинг результатов
Основная работа последнего этапа заключалась в проведении встреч с депутатами органов законодательной власти города и края. В связи с летними каникулами многих депутатов на местах не было и поэтому было решено провести основные встречи осенью в преддверии обсуждения и принятия бюджета края на будущий год. Каждому депутату городской думы Владивостока и представителям Владивостока в краевой думы были вручены письма и тематические выпуски газеты «Свежий ветер». Как показала практика, в результате многие депутаты были подготовлены, проинформированы и выказывали готовность поддерживать утверждение сроков и финансирование строительства очистных сооружений в городе Владивостоке, а также предлагали поддержку в иных экологических инициативах.
По итогам проведенных встреч и полученных ответов можно говорить о том, что органы власти поддерживают строительство очистных сооружений в городе и готовы предпринимать все зависящие от них меры для улучшения обстановки, сложившейся в связи с катастрофическим загрязнением акватории залива Петра Великого. Слова депутатов не разошлись с делом и в принятом 15 декабря 2008 г. законе Приморского края "О краевом бюджете на 2009 год" в рамках краевой целевой программы "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на 2008-2011 годы были заложены средства на объекты канализации и реконструкцию очистных сооружений Северного, Южного и Восточного планировочного районов в размере 342 000 тыс. рублей.
Немаловажным также является то, что в новом Генеральном плане города отведены места для строительства очистных сооружений. Решениями генплана сохраняются четыре системы канализации, каждая из которых имеет свои очистные сооружения: одно существующее и три проектных. 15 декабря Постановлением главы г. Владивостока И.С Пушкарева был утвержден план реализации генерального плана г. Владивостока. Это означает, что в соответствии с этим планом, на территориях, предназначенных под строительство очистных сооружений, не могут быть построены какие-либо другие здания.
В ноябре мы приняли участие в двух крупных общественных мероприятиях: III международном экологическом форуме «Природа без границ», организованном Администрацией края, и научно-практической конференции «Уссурийский залив: современное экологическое состояние, ресурсы и перспективы природопользования», проведенной нашей организацией совместно с Академией экологии, морской биологии и биотехнологии ДВГУ. Мы приняли активное участие в обоих мероприятиях и представили доклад «Управление прибрежными морскими акваториями на примере залива Пьюджет Саунд». Обсуждение доклада было очень живым и участники конференций выразили поддержку нашим предложениям. Это нашло отражение в резолюции конференции «Уссурийский залив: современное экологическое состояние, ресурсы и перспективы природопользования».
В завершение информационной кампании прошли публикации в газете «Свежий ветер Приморья» и проведен социологический опрос. Главной целью социологического опроса было проведение экономического анализа. Основной смысл – определить какое количество жителей Владивостока предпочитает отдыхать в других районах Приморского края и рассчитать примерную часть доходов, которую теряет город, вместе с людьми покидающими Владивосток в поисках более комфортного и чистого отдыха – это первые 4 вопроса. Кроме того, интересным является денежный показатель оценки чистого моря самими жителями - 786 287 600 р. в год – на самом деле очень важный показатель, ведь когда речь заходит о деньгах, можно увидеть истинные намерения и то, что 25% опрошенных не пожалели 1000 рублей, говорит о том, что для подавляющего большинства жителей города качество рекреационных зон в районе города Владивостока и островов Амурского залива очень важно. Очень интересным также было то, что подавляющее большинство респондентов (86%) убеждены в необходимости поддержки со стороны государственных структур в решении экологических проблем и обеспечения чистоты моря и пляжей.
Наши результаты
Таким образом, в результате выполнения проекта основная цель была достигнута, финансирование работ не просто в очередной раз обещано на словах, а закреплено в краевом законе. Учитывая тот факт, что деньги предоставлены в рамках программы подготовки к форуму АТЭС, за распределение средств и работой которой идет в настоящее время жесткий контроль федеральных органов власти, можно рассчитывать на то, что строительство очистных будет вестись и уже начато в 2009 году. Практика предыдущих лет показывает, что такое решение не было бы принято, если бы не велась общественная кампания, а также беспрецедентная персональная работа с представителями органов власти. Хотя не все ответили на запросы письменно, но ощутили общественное давление все. Еще в начале года в кулуарах власти обсуждалось финансирование очистных сооружений в контексте, мол, запланировать можно, а финансировать не обязательно. Теперь результат налицо – расходы заложены в краевой бюджет и фактическое строительство очистных началось весной 2009 г.